История развития арматурных работ.
Применять в России железобетон начали с 1885 г. К началу первой мировой войны (1914 г.) его использовали на строительстве железных и шоссейных дорог, оборонительных сооружений, в гидротехническом, промышленном и гражданском строительстве. Но техника производства работ находилась на низком уровне — все виды строительных работ, в том числе и железобетонных, выполнялись вручную.
После Великой Октябрьской социалистической революции задачи индустриализации страны требовали широкого развития строительной промышленности на новой технической основе, заключающейся в механизации строительных процессов и применении передовой технологии производства.
С 1929 г. начали применять сборные железобетонные конструкции, которые изготовляли у места постройки в деревянных формах. Все арматурные работы из-за отсутствия специального оборудования для заготовки и сварки арматуры выполнялись вручную путем укладки и вязки их между собой в опалубке. Электрическая дуговая сварка арматуры впервые у нас была применена в 1937 г. на строительстве канала им. Москвы. В этот же период в гражданском и промышленном строительстве начали применять сварные арматурные сетки и каркасы, изготовленные на месте производства строительных работ посредством дуговой сварки.
В 1938 г. началось изготовление легких сварных сеток и каркасов для сборных железобетонных плит и балочек с применением контактной точечной электросварки. В 1939—1940 гг. инженер П. Н. Львов сконструировал образец первой советской многоточечной машины для сварки арматурных сеток.
Великая Отечественная война задержала развитие техники арматурных работ, и только с 1950 г. начали относительно широко применять сварные арматурные сетки и каркасы, изготовленные с применением контактных одноточечных машину
Технические и экономические преимущества сварной арматуры настоятельно требовали решения вопроса индустриального ее изготовления. Были созданы контактные автоматические машины для многоточечной электросварки легких и тяжелых арматурных сеток и каркасов при поточном их изготовлении, специальные подвесные машины со сварочными клещами и машины для контактной стыковой сварки.
Одновременно с этим машиностроительная промышленность начала выпускать оборудование для механической обработки арматуры: правильноотрезные станки для стали, поступающей в бухтах, предложенные инженером Н. Е. Носенко, а позднее и других моделей; станки для резки прутковой стали, для гнутья стержней, оборудование для изготовления напрягаемой арматуры и др.
В деле совершенствования арматурных работ важную роль сыграл выпуск эффективных сортов арматурной стали, позволившей снизить расход металла на производство железобетонных конструкций с одновременным увеличением их несущей способности.
В 1950 г. металлургическими заводами был начат массовый выпуск горячекатаной арматурной стали периодического профиля диаметром до 40 мм марки Ст. 5, что позволило сэкономить до 25% металла по сравнению с применявшейся до этого сталью. С 1955 г. выпускается горячекатаная арматурная низколегированная сталь периодического профиля диаметром от 6 до 40 мм марки 25Г2С, позволяющая экономить до 30% металла по сравнению со сталью. Взамен стали 25Г2С в 1960 г. была выпущена низколегированная сталь 35ГС, содержащая меньше марганца и обладающая рядом технологических преимуществ.
С 1959 г. началось массовое освоение горячекатаной арматурной стали периодического профиля 30ХГ2С, обладающей в 1,5 раза большей прочностью, чем сталь 25Г2С и 35ГС, а с 1966 г. циркониевая арматурная сталь с еще лучшими прочностными и технологическими показателями, чем сталь 30ХГ2С, которую она должна заменить в ближайшее время.
Кроме горячекатаной арматуры, выпускается холоднотянутая проволока гладкого и периодического профиля, прядевая арматура и стальные канаты — последние три вида стали предназначаются для предварительно напряженных железобетонных конструкций.
В настоящее время нет ни одной области строительства, где бы не применялся бетон и железобетон. Бетон и железобетон останутся основными строительными материалами также и в дальнейшем развитии строительства на последующие десятилетия.
В 1965 г. в стране было изготовлено до 120 млн. кубометров железобетона, из которых на сборный железобетон приходится 55 и на монолитный .65 млн. кубометров. К 1970 г. общий объем производства железобетона намечается увеличить до 190 млн. кубометров с доведением сборного железобетона до 80 и монолитного до ПО млн. кубометров.
Сейчас из сборного железобетона изготовляют все основные конструктивные элементы жилых, промышленных зданий и сооружений. Железобетон находит широкое применение абсолютно во всех областях строительства специальных сооружений: мостов, дорог, аэродромных покрытий и т. п. Из железобетона изготовляют шпалы, трубы и другие изделия.
Широкое применение найдет предварительно напряженный железобетон, объемы которого к концу пятилетки составят около 30% объема сборного железобетона. Наряду со сборным железобетоном в тех случаях, когда его применение оказывается экономически нецелесообразным, широко применяется монолитный железобетон.
С ростом производства сборного и монолитного железобетона увеличиваются расходы арматурной стали. Так, в 1965 г. расход арматурной стали составил около 7 млн. т, а по плану развития строительства на 1970 г. должен увеличиться до 11 млн. тонн. Организация переработки в стране столь значительного количества арматурной стали является важной народнохозяйственной задачей.
Дальнейшее повышение технического уровня производства арматуры возможно путем улучшения организации и технологии производства, еще большего вытеснения ручного труда в результате механизации и автоматизации арматурных работ. В этом деле решающую роль играет повышение общей культуры производства, что возможно только при подготовке высококвалифицированных кадров рабочих и инженернотехнических работников.
|