Основные арматурные элементы и изделия из них.
МПо форме сечения применяемой стали различают арматуру гибкую и жесткую. Гибкую арматуру изготовляют из круглых стержней диаметром от 2 до 90 мм включительно. Жесткая арматура состоит из фасонных элементов (уголков, швеллеров, двутавров и т. п.), поэтому ее применяют только в качестве арматуры в сварных каркасах.
Элементы арматуры, размещаемые в массе бетона в различных плоскостях или в одной плоскости, но в различных направлениях, должны быть соединены между собой B местах пересечения, а также по длине, так как в противном случае при бетонировании конструкции может нарушиться их взаимное расположение.
Арматурные стержни в большинстве случаев соединяют электросваркой. Только при небольших объемах арматурных работ, отсутствии сварочного оборудования и по другим причинам применяют вязку мест пересечений арматурных стержней мягкой проволокой, т. е. вязаную арматуру.
В первом случае армирование выполнено двумя плоскими каркасами с нижними рабочими и верхними монтажными 2 стержнями. Решетка каркасов сделана из стержней. Каркасы между собой соединены на сварке четырьмя короткими монтажными стержнями. Для подъема балки в нее заделаны две монтажные стальные петли. Каркасы изготовлены из стержней периодического профиля.
Сварные соединения, кроме фиксации положения стержней, обеспечивают также дополнительную анкеровку их в бетоне благодаря тому, что стержни одного направления прочно привариваются к стержням другого направления.
В железобетонной балке с вязаной арматурой гладкого профиля прямые стержни посредством хомутов, отогнутых рабочих стержней (уток) и прямых монтажных стержней в узлах пересечения перевязаны мягкой стальной проволокой (на чертеже не показанной). Крюки на концах продольных арматурных стержней служат для лучшего закрепления их в бетоне — надежного их заанкерования. Утки устраиваемые в тех случаях, когда на концах балок необходимо усилить работу на растяжение хомутов, отгибаются на рабочих стержнях под углом 45°, переходят из нижней растянутой зоны в верхнюю сжатую и закрепляются в бетоне.
Гибкую арматуру соединяют как сваркой, так и вязкой. Элементы жесткой арматуры, состоящей из круглых и фасонных стержней, соединяют друг с другом, как правило, сваркой.
Вязаную арматуру из-за малой прочности и жесткости соединений стержней, выполняемых с помощью проволочных скруток, собирают из отдельных стержней в опалубке или в непосредственной близости от нее. Операции по установке и соединению большого числа стержней вязаной арматуры не поддаются механизации и производятся вручную, поэтому на их выполнение затрачивается много труда и времени. По перечисленным выше причинам в настоящее время железобетонные конструкции армируют в основном более эффективной сварной арматурой.
Сварную арматуру заготовляют в виде укрупненных арматурных изделий — сеток и каркасов, а также в виде отдельных длинных стержней, сваренных из нескольких более коротких стержней.
Сварные сетки предназначены для армирования плит, настилов, стеновых панелей. Их обычно сваривают из прямолинейных стержней, расположенных во взаимно перпендикулярных направлениях. В результате пересечения стержни образуют прямоугольные ячейки. Величина сторон этих ячеек или расстояние между осями стержней каждого направления называется шагом стержней. Шаг стержней по длине и ширине сеток может быть постоянным и переменным. В зависимости от направления рабочих стержней арматуры в сетке по отношению к ее длине и ширине различают сетки с рабочей арматурой продольной, поперечной и в двух направлениях.
Сварные сетки, как правило, изготовляют плоскими, при необходимости их можно изгибать под любым углом в одном или нескольких местах и применять в качестве арматуры балочных конструкций, плит, панелей. Для удобства транспортирования на дальние расстояния сетки, сваренные из тонких стержней, свертывают в рулоны.
Сварные арматурные каркасы предназначены главным образом для армирования железобетонных конструкций типа балок и колонн. Они включают в себя рабочую и монтажную продольную арматуру, а также поперечные стержни, играющие такую же роль, как хомуты, отгибы и утки.
Продольные стержни образуют пояса каркасов, а поперечные стержни — соединяющую их решетку. Так же как и сетки, каркасы в большинстве случаев сваривают из прямолинейных стержней, причем стержни решетки приваривают перпендикулярно или под некоторым углом к поясам. Наиболее распространены безраскосные плоские и пространственные каркасы. Пространственные каркасы собирают из двух, трех и более плоских каркасов путем приварки монтажных поперечных стержней или сваривают сразу в виде пространственной системы стержней. В последнем случае отдельные прямолинейные поперечные стержни часто заменяют непрерывной спиралью из арматурной стали.
Конструкция сварных сеток и каркасов проще по сравнению с конструкцией вязаных сеток и каркасов такого же назначения, так как в них нет стержней с отгибами и концевых анкерных крюков, роль которых выполняют прямолинейные стержни. Надежная анкеровка рабочих стержней обеспечивается прочно приваренными к ним поперечными стержнями.
При возведении монолитных железобетонных сооружений изредка применяют так называемые плоские и пространственные сварные несущие каркасы. Несущие каркасы выдерживают нагрузку от собственного веса, веса опалубки, уложенного бетона, людей, инструмента, а в некоторых случаях — и транспортных устройств. При их использовании нет необходимости в лесах, поддерживающих опалубку, так как последняя крепится к арматуре. После твердения бетона несущие каркасы работают с ним совместно, выполняя роль арматуры.
В целях ускорения строительства опалубку иногда заранее крепят к несущим каркасам и вместе с ними устанавливают в проектное положение. Такое конструктивное соединение арматуры и опалубки называется арматурноопалубочными блоками. Армирование несущими каркасами и арматурноопалубочными блоками осуществляется главным образом в гидротехническом строительстве.
Первые попытки применить сварную арматуру были сделаны еще в 1939—1940 гг. но тогда она не получала широкого распространения, так как ее заготовка оказалась сложной и трудоемкой вследствие применения для соединения стержней несовершенных методов ручной дуговой сварки. Только позже, когда арматурные изделия начали сваривать с помощью механизированной контактной точечной сварки и были усовершенствованы методы дуговой сварки, армирование сварной арматурой стало более выгодным, чем обычной вязаной.
При современной организации арматурных работ сварную арматуру заготовляют в специализированных мастерских, цехах и даже на заводах. Основная продукция этих производств — сварные сетки и каркасы — поступает в цехи, на полигоны, где бетонируют сборные железобетонные конструкции, на стройки для армирования сооружений, возводимых в монолитном железобетоне, и целиком устанавливается в опалубку.
Высокая прочность сварных соединений стержней позволяет централизованно изготовлять сварные арматурные изделия больших размеров, транспортировать их на дальние расстояния и устанавливать в проектное положение с применением кранового оборудования.
К арматурным изделиям могут быть отнесены и стальные закладные детали, применяемые для соединения между собой сборных и сборномонолитных железобетонных конструкций, а также петли для подъема сборных железобетонных элементов.
Закладные детали состоят из двух частей: одна из которых утапливается в бетон и надежно в ней анкеруется, а другая — выступает или устанавливается заподлицо с поверхностью железобетонной конструкции и посредством сварки соединяется с закладной деталью соседней примыкающей к ней конструкции.
войлок
|