Общеправовые вопросы
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров России, принятое в мае 1969 г. «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» будет способствовать выявлению и реализации резервов, укреплению хозрасчетных отношений между подрядными организациями и заказчиками, повышению материальной заинтересованности строителей и улучшению результатов их деятельности. При этом имеется в виду, что ввод в действие основных фондов и производственных мощностей должен стать главным и незыблемым показателем плана капитального строительства, а результатом деятельности подрядной организации должно быть выполнение этого показателя.
Внедрение в народное хозяйство экономической реформы в строительстве создает прочную базу для коренного улучшения строительного дела и является одним из решающих факторов дальнейшего подъема экономики в стране, так как реформа устанавливает новый порядок распределения прибыли подрядных организаций. После платежей в бюджет за производственные фонды и уплаты процентов за банковский кредит прибыль используется для удовлетворения собственных нужд организаций, в том числе на образование фонда экономического стимулирования строителей.
Исходя из этого, перевод строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования требует от руководителей, инженерно-технических работников и рабочих совершенствования и углубления хозяйственного расчета во всех звеньях строительного производства с целью повышения материальной ответственности и материальной заинтересованности каждого работника за результаты работы по ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов, выявлению и мобилизации внутренних материальных и трудовых резервов, всемерному повышению производительности труда, улучшении качества строительства, темпов роста строительного производства и его эффективности. Эти вопросы в комплексе могут успешно решаться только при правильном внедрении полного хозяйственного расчета и активном участии коллективов всех подразделений строительных организаций.
Хозяйственный расчет в строительном производстве означает, что каждое хозрасчетное подразделение строительной организации должно работать рентабельно, т. е. должно не только полностью покрывать за счет доходов свои расходы, но и давать прибыль в размерах, не менее предусмотренных планом, так как прибыль—основной источник доходов государственного бюджета и удовлетворения разнообразных потребностей строительных организаций и их коллективов.
Таким образом, хозяйственный расчет предопределяет необходимость вести работу так, чтобы результаты деятельности строительных организаций обеспечивали получение прибыли. Исходя из этого основного принципа ведения хозяйства, рассматриваются формы хозяйственного расчета в подразделениях, входящих в состав строительной организации.
Основными хозрасчетными звеньями, осуществляющими капитальное строительство, являются трест, строительное или монтажное управление, домостроительный комбинат (ДСК), строительный участок и строительные бригады. Тресты и домостроительные комбинаты руководствуются своим уставом, определяющим цели, задачи, круг деятельности данной организации, а также права, обязанности и ответственность ее руководителей.
Хозяйственная самостоятельность подрядных строительных организаций обеспечивается тем, что для выполнения планов строительно-монтажных работ государство выделяет в их распоряжение средства производства и денежные ресурсы. Совокупность этих средств составляет уставный фонд подрядной организации.
В уставный фонд строительной организации входят как основные средства, т. е. балансовая стоимость машин, механизмов, оборудования и других основных фондов, необходимых для осуществления производственного процесса, стоимость зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания строительства, так и оборотные средства — оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Первичные строительные организации (строительные управления, участки и т. п.) и хозяйственные подразделения (контора снабжения, подсобные предприятия, база механизации др.), входящие в состав трестов, не имеют уставного фонда. Необходимые им основные и оборотные средства выделяются трестами.
Размер уставного фонда определяется при создании подрядной строительной организации; он зависит от объема строительно-монтажных работ, предусмотренного в плане.
Между строительной организацией и обслуживающими ее подразделениями, которые находятся на самостоятельном балансе (контора снабжения, машинопрокатные базы, подсобные предприятия и др.), существуют четкие хозяйственные взаимоотношения. Каждая хозрасчетная строительная организация имеет государственный план. Она самостоятельно распоряжается выделенными средствами и заключает договоры с заказчиками, субподрядчиками, поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, договоры на оказание услуг (по снабжению паром, водой, электроэнергией и т. д.); арендует здания, сооружения, машины; комплектует кадры рабочих и служащих; выполняет строительно-монтажные работы и сдает их заказчику.
|