| Обводный канал 
 
 В связи с  тем, что в период 1825—1890 годов не было значительных наводнений, разработка  проектов по защите города прекратилась.  Особое  значение для совершенствования планировочной структуры города имело  строительство первого постоянного моста через Неву и прокладка Обводного  канала. К началу XIX века на Неве было три плашкоутных моста: Исаакиевский,  Петербургский, Воскресенский. Результатом многолетней работы инженеров и  архитекторов над проектом постоянного моста в столице стало строительство в  1842 году Благовещенского (ныне Лейтенанта Шмидта) моста по проекту инж. С. В.  Кербедза и арх. А. Брюллова. Мост связал Васильевский остров вблизи Академии  художеств и Адмиралтейскую сторону в месте формирования площади (будущей  площади Труда) с направлением, идущим к юго-западным территориям. Мост с  пологими чугунными арками удачно вписался в окружающую застройку и гармонично  слился с набережными Невы.  Обводный  канал образовывал широтное направление в планировке южной части города от  Финского залива до Невы и завершался бассейном для стоянки мелких судов около  Александро-Невской лавры. Его строительство (1804—1830-е годы) имело большое  значение для использования водного транспорта расположенными на берегах канала  предприятиями.  В это  время происходят значительные изменения в размещении промышленных предприятий в  городе: в центре число их сокращается, зато ими застраиваются окраины. В  середине XIX века ликвидируется шпалерная фабрика, судостроение в  Адмиралтействе, Литейный двор переводится на Выборгскую сторону, пороховые  заводы с Петербургской стороны — на Охту.  
 
 |