Обводный канал
В связи с тем, что в период 1825—1890 годов не было значительных наводнений, разработка проектов по защите города прекратилась.
Особое значение для совершенствования планировочной структуры города имело строительство первого постоянного моста через Неву и прокладка Обводного канала. К началу XIX века на Неве было три плашкоутных моста: Исаакиевский, Петербургский, Воскресенский. Результатом многолетней работы инженеров и архитекторов над проектом постоянного моста в столице стало строительство в 1842 году Благовещенского (ныне Лейтенанта Шмидта) моста по проекту инж. С. В. Кербедза и арх. А. Брюллова. Мост связал Васильевский остров вблизи Академии художеств и Адмиралтейскую сторону в месте формирования площади (будущей площади Труда) с направлением, идущим к юго-западным территориям. Мост с пологими чугунными арками удачно вписался в окружающую застройку и гармонично слился с набережными Невы.
Обводный канал образовывал широтное направление в планировке южной части города от Финского залива до Невы и завершался бассейном для стоянки мелких судов около Александро-Невской лавры. Его строительство (1804—1830-е годы) имело большое значение для использования водного транспорта расположенными на берегах канала предприятиями.
В это время происходят значительные изменения в размещении промышленных предприятий в городе: в центре число их сокращается, зато ими застраиваются окраины. В середине XIX века ликвидируется шпалерная фабрика, судостроение в Адмиралтействе, Литейный двор переводится на Выборгскую сторону, пороховые заводы с Петербургской стороны — на Охту.
|