Опыт реконструкций
Показателен опыт реконструкций рабочей окраины за Нарвской заставой — современного Кировского района. Размещавшийся здесь Путиловский (ныне Объединение Кировский завод) завод и верфь при нем находились в окружении лачуг, хибар), улиц-трущоб, лишенных элементарного благоустройства. В объявленном в 1919 г. конкурсе на планировку района Путиловского завода первой премии удостоились проекты Л. М. Тверского и Н. А. Троцкого, предложивших регулярную планировку территории. В проекте, разработанном позднее под руководством Л. А. Ильина, предлагалось урегулировать Нарвское шоссе (ныне пр. Стачек), превратив его в широкую улицу с двойным бульваром; на месте пустыря вдоль речки Таракановки предусматривалось устройство большого парка и продление его до Екатерингофского сада, а также образование зеленого заслона, отделяющего портовую часть района.
Реконструкция района за Нарвской заставой началась на двух участках вдоль современного проспекта Стачек — Крыловыми и Серафимовскои, предназначенных для нового жилищного строительства. В их архитектурно-планировочной организации отчетливо видны новые градостроительные приемы (Л. С. Никольский, Л. И. Гегелло, Г. А. Симонов).
На первом участке в виде целостного ансамбля создана Тракторная улица, застроенная трех-четырех этажными домами, свободно поставленными среди зелени.
Архитектурная выразительность улицы-аллеи достигнута сочетанием различных объемов зданий и зеленых насаждений, в отличие от застройки улиц как каменных коридоров. В построении Тракторной улицы сказалось характерное для тех лет стремление к динамичности композиции: начальный отрезок ее расширен и фланкируется более высокими зданиями; со стороны проспекта Стачек перспективу улицы завершал дом на небольшой внутренней площади, по другую сторону проспекта располагалась экспериментальная школа имени 10-летия Октябрьской революции.
|