Шлиссельбургский тракт
В зоне Обводного канала, вдоль Шлиссельбургского тракта, в Чекушах (южный мыс) и на северо-востоке Васильевского острова, на Петроградской и Выборгской сторонах, на периферийных береговых участках Невы и ее притоков, около реки Екатерингофки размещаются, захватывая большие территории, новые промышленные предприятия. Нарвская часть, включенная в черту города в начале XIX века, постепенно превращается в крупный промышленный район. В результате исчезают дворцы и особняки, парки и сады вдоль Петергофской дороги. Несмотря на установленные границы, город обрастает во всех направлениях промышленными и дачными пригородами.
В связи с тем, что порт в дельте Невы принимал лишь сравнительно небольшие суда, основная часть его была перемещена в гавани Кронштадта, заложенные еще в первой четверти XVIII века. Сюда прибывали крупные морские суда.
В первой трети XIX века завершился напряженный творческий процесс формирования города с сопутствующей ему сменой градостроительных концепций, многовариантной разработки проектов и соревнованием зодчих за право строить в столице. Этот период характеризуется усилением роли комиссий и комитетов в целенаправленном проведении реконструктивных и строительных работ.
Уже на исходе 30—40-х годов XIX века и в последующие десятилетия произошел отход от высоких градостроительных традиций образования ансамблей, в архитектуре классицизма стали появляться черты эклектики.
|