Переломный период
В этот переломный период видные зодчие А. Брюллов, А. Штакеншнейдер и К. Тон ограничились возведением отдельных сооружений, тактично включая их в сложившиеся ансамбли, продолжая или начиная формирование относительно небольших комплексов. Архитектура созданных ими сооружений отразила поиски новой художественной системы, более эмоционально насыщенной в сравнении с классицизмом, свободно использующей все своеобразие наследия прошлых эпох,, достижения строительной техники, смело сочетавшей архитектурные формы различных стилей.
В центральной части города А. Брюллов, один из пионеров стиля эклектики, возводит здание Штаба гвардейского корпуса по восточной стороне Дворцовой площади, поскольку стоявшие здесь мелкие здания нарушали ее целостный, гармоничный облик; на Михайловской площади ему удается, не нарушив композиции, встроить в кулисную застройку здание театра; на Невском проспекте зодчий, выиграв соревнование с архитектором П. Жако, строителем дома Голландской церкви, возводит Лютеранскую церковь св. Петра на месте прежней, сохранив традиционное местоположение в глубине участка между двумя жилыми домами по красной линии проспекта, перестраивает служебный корпус Мраморного дворца на Марсовом поле.
В целях завершения ансамбля Исаакиевской площади со строившимся собором по обеим сторонам ее возводятся здания Министерства государственных имуществ (Н. Ефимов), замыкает площадь Мариинский дворец, построенный А. Штакеншнейдером. (Позднее во дворе находился Государственный совет.) Дворец занял весь участок за Синим мостом между Вознесенским проспектом (ныне пр. Майорова) и Новым переулком (ныне пер. Антоненко.
|