Широкий размах градостроительных работ
Широкий размах градостроительных работ стимулировало специальное постановление партии и правительства в 1931 году, поставившее перед ленинградскими архитекторами задачи превращения города Ленина в образцовый социалистический. Коллективом отдела планировки при Ленсовете под руководством Л. А. Ильина, В. А. Витмана, при участии Л. М. Тверского, Е. И. Катонина, В. Данилова и др. была разработана концепция развития Ленинграда. В основу первого генерального плана лег ряд важных положений: радиус осваиваемой застройкой территории увеличивался до 15 км (т. е. примерно в 3 раза); предусматривалось компактное, концентрическое развитие города на наиболее благоприятных южных, юго-восточных и северных территориях; обеспечивались равномерное размещение жилищного строительства и создание районных культурных и административных центров при сохранении городского центра. Сложившаяся радиально-дуговая планировка улиц получала дальнейшее развитие. В связи с этим намечался ряд важных реконструктивных мер: для разгрузки Невского проспекта продолжить улицу Дзержинского по направлению к Коллину и Литовский проспект до Московского проспекта, соединить улицы Ракова и Жуковского и т. д. По проекту город вместе с окружением образовывал комплексную систему Большого Ленинграда.
В это время расширяется застройка новых районов. Возводятся жилые массивы вблизи крупных предприятий, средняя этажность застройки повышается до пяти-шести этажей. Реализация проектов началась на южных территориях в четырех районах: в прибрежном секторе в Автово за бывшей Нарвской заставой, вдоль Московского проспекта и вдоль берегов Невы в районах Щемиловки и Малой Охты. Жилищное и культурно-бытовое строительство здесь велось комплексно. Проектирование пространственной композиции Московского проспекта (б. Международный пр.), разработанной Л. А. Ильиным, стало первым опытом единовременного целостного формирования громадной городской магистрали.
|