Выборгская сторона
Наблюдение за строительством Петербурга после прекращения деятельности Комитета для строений и гидравлических работ в 1844 году проводило Главное управление путей сообщения И публичных зданий. Затем решение градостроительных вопросов и финансирования общегородских работ было передано органам городского самоуправления.
В 1870-х годах составляется общий план урегулирования города и детальные планы городских частей. Эти проекты не предусматривали принципиального улучшения планировки города и намечали лишь локального характера мероприятия по уточнению красных линий застройки улиц и выравниванию проездов. Происходил процесс разбивки крупных земельных участков, который, как правило, сопровождался прокладкой небольших улиц с учетом интересов частных владельцев участков. На Петроградской стороне наиболее важным планировочным мероприятием стала трассировка новой магистрали параллельно Большому проспекту — Геслеровского проспекта (ныне Чкаловский пр.), были намечены новые направления — Левашовский проспект (ныне пр. Смирнова) и другие, расчленившие еще не застроенную северо-восточную часть острова и послужившие основой ее организации. На обширном частном владении в конце Каменно-островского проспекта прокладывались четыре небольшие новые улицы. На Васильевском острове была спланирована территория огромного пустыря Смоленского поля.
На Выборгской стороне размещение новых кварталов на свободной территории осуществлялось с учетом продолжения существовавших улиц и трассы Лесного проспекта. Вблизи Николаевского (ныне Московского) вокзала, па территории бывшей Ямской слободы с маленькими домишками и огородами была проложена новая улица (ныне Пушкинская), которая выходила на Невский проспект и имела небольшую площадь — озелененный сквер с памятником А. С. Пушкину. На рубеже XIX и XX веков путем прорезки была продлена Слоновая улица (ныне Суворовский пр.) между 1-й Рождественской (ныне 1-я Советская ул.) улицей и Невским проспектом; Горсткина (ныне ул. Ефимова) улица соединила Сенную площадь с Фонтанкой.
|