Прямоугольная планировка
В регулярной прямоугольной планировке острова главные каналы к морю проходили по Среднему проспекту, южнее Большого проспекта, к северу от Малого проспекта, а пересекающие их каналы шли по 17-й и примерно по 27-й линиям, а также вдоль морской набережной.
Центральный архитектурный комплекс проектировался примерно на месте Смоленского поля между Большим и Средним проспектами. Здесь размещалась огромная внутренняя гавань, к которой примыкали торговая площадь с бассейнами и большая соборная площадь. Комплекс раскрывался к обоим проспектам и получал функциональное и композиционное развитие по направлению север—юг (27-я линия) в виде канала и ряда обводненных площадей. Со стороны моря фронт застройки острова формировался однообразной полосой кварталов с вынесенной вперед замкнутой гаванью; после таможенного досмотра суда могли проходить через эту гавань по каналу в глубь острова. Проект не предусматривал переустройства Галерного порта, оставалась без изменений сложившаяся планировка восточной части острова. А. Модюи предполагал соединить Васильевский остров с районом Коломны посредством постоянного моста через Неву у Горного института и в обход его устроить судоходный канал для пропуска судов в фарватер реки.
Проекты А. Модюи планировки Васильевского острова, Петроградской стороны, западной оконечности Адмиралтейского острова, Театральной площади не были осуществлены. Однако перед нами предстает интересно мыслящий инженер-градостроитель, творчество которого и влияние на градостроительную практику еще недостаточно изучены.
В 1825 году после стихийного бедствия 1824 года был объявлен конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений, в котором приняли участие Базен, Треттер, Рокур, Дестрем, Паррот и др. Например, в проекте П. Базена предлагалось устроить каменную плотину поперек Финского залива от Лисьего Носа до Ораниенбаума через остров Котлин с внешней стороны Кронштадта. В плотине предусматривался водоспуск, а для прохода судов через нее — каменный камерный шлюз в фарватере Невы.
|